Некоторые
краткие сведения о Северной Осетии,
городе Владикавказе и о её жителях.
Владикавказ
как крепость был основан в 1784 году у
самого подножия Главного
Кавказского хребта на берегах
бурного Терека, на пересечении
дорог, уходящих в поднебесье,
соединив, таким образом, Кавказскую
линию с Дарьялом и Картолинией.
С
самого начала крепость (а позже
город) привлекала внимание
путешественников и поэтов,
чиновников и офицеров. В «доме для
проезжающих чиновников», который
зафиксирован в плане
Владикавказской крепости 1836 года,
на северной стороне улицы Церетели,
ранее называвшейся Крепостной, на
пересечении улиц Церетели и Ленина,
бывшей Лорис-Меликовской,
останавливались А.С. Пушкин и М.Ю.
Лермонтов, А.С. Грибоедов и
Александр Дюма; здесь произошла
встреча Максима Максимыча с
Печориным в известном романе М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени»…
А саму крепость поэт описал так: «Я
смотрю в окно. Множество низеньких
домиков, разбросанных на берегу
Терека, который разбегается шире и
шире, мелькали из-за деревьев, а
дальше синелись зубчатою стеною
горы, и из-за них выглядывал
Казбек в своей белой
кардинальской шапке». И хотя давно
исчезли и домики первых поселенцев,
и крепостная стена, город до сих пор
живо хранит память о том, что именно
сюда, в Кавказский корпус, из
Петербурга во Владикавказ, через
всю Россию держали свой скорбный
путь декабристы А.А. Бестужев-Марлинский,
А.П. Катенин, В.К. Кюхельбекер, А.И.
Одоевский, А.Е. Розен, П.П. Коновницын,
Е.Е. Лачинов, М.И. Пущин, Г.Н. Дорохов и
другие разжалованные офицеры и три
тысячи опальных солдат.
Выгодное
положение Владикавказа, прекрасная
природа края привлекали сюда
путешественников, исследователей,
писателей. Между тем крепость росла
и строилась. 31 марта 1860 года
правительствующий Сенат издал указ
о преобразовании крепости
Владикавказ в город, а тремя годами
позже он становится центром
обширной Терской области, в состав
которой входили территории
современных Осетии, Ингушетии,
Чечни, Кабардино-Балкарии и
Кавказских Минеральных Вод. Во
Владикавказе находились Терское
областное правление, канцелярия
начальника Терской области и
наказного атамана Терского
казачьего войска, дирекция народных
училищ Терской области,
Владикавказская духовная
консистория и много других
учреждений.
Коренными
жителями Северной Осетии являются
осетины. Их предками были аланы,
известные под этим именем с I
века и прославившиеся как искусные
войны. Древние авторы пишут, что
опасности и войны доставляли им
удовольствие, а счастливым считался
тот, кто погибал в сражении. Придя на
Кавказ кочевниками, предки алан
перешли потом к оседлой жизни.
Постепенно выросли аланские города
и села. Расцвет Алании относится к X
и XI
векам, когда она превратилась в
сильное государство.
Осетины
сегодня – талантливый,
трудолюбивый, мужественный,
образованный народ, давший миру
поэта и художника Коста Хетагурова,
писателя Гайто Газданова, дирижеров
Веронику Дударову и Валерия
Гергиева, двукратного олимпийского
чемпиона Сослана Андиева,
полководца Иссу Плиева и многих
других. Осетины в большинстве своем
исповедуют православное
христианство, отличаются
веротерпимостью, добрососедством,
отзывчивостью, поэтому
неудивительно, что в Северной
Осетии мирно уживаются
представители более 100 наций и
народностей…
В
городе было более 20 только
православных храмов, две мечети,
римско-католический костел,
немецкая кирха, армянская церковь, 4
синагоги. Представители разных
конфессий и разных национальностей
мирно уживались и уживаются здесь.
Владикавказ воистину стал живым
олицетворением дружбы и братства
народов, населяющих край.
Владикавказ
сегодня – столица Республики
Северная Осетия- Алания, крупный
промышленный, культурный и научный
центр Северного Кавказа, где по-прежнему
на принципах добрососедства, дружбы
и взаимопомощи живут представители
более ста национальностей. В этой
дружной семье народов занимают свою
нишу и евреи, живущие здесь уже
около двух столетий и внесшие свой
вклад в развитие науки, культуры,
промышленности края. Истории и
сегодняшнему дню еврейской общины
города Владикавказа и посвящается
этот сайт.
Первые
евреи, поселившиеся в начале
прошлого столетия во Владикавказе,
были настоящими мастерами своего
дела. Эполетчики, чемоданщики,
портные, ювелиры, сапожники, часовых
дел мастера, шапочники – все они
весьма успешно обслуживали
гарнизон крепости, так как среди
местного населения недостаток в
ремесленниках ощущался остро, а в
черте оседлости, напротив, таких
мастеров было в избытке. И хотя
Северный Кавказ не входил в черту
еврейской оседлости, охватывающей
ряд территорий Украины, Белоруссии,
России и Польши, но, согласно указу
Александра I
1804 года, европейским евреям
разрешалось водворяться в
Кавказской губернии, как
разрешалось после третьего раздела
Польши в 1795 году, согласно указу
Екатерины II,
расселяться пленным евреям-солдатам
на юге России, на вновь
приобретенных землях.
Число
евреев-ремесленников, хорошо
знавших свое дело и потому весьма
желанных во Владикавказе, быстро
росло, что привело, однако, к тому,
что в 1825 году министр финансов
России Канкрин настоял на
запрещении евреям проживать здесь,
и в 1827 году, по предписанию из
Петербурга, евреи были выселены из
Владикавказа. Это повлекло за собой
резкое подорожание предметов
ремесленного производства и
вызвало ответное недовольство
местного населения, поэтому, когда в
1831 году евреи вновь появились во
Владикавказе, здешние власти
оказали им покровительство. В 1835
году вновь было издано положение,
согласно которому евреям
запрещалось жить на Кавказе. Их
выселили из Терской области, в том
числе и из Владикавказа, исключение
составили лишь евреи-ремесленники.
Между
тем главнокомандующий Кавказской
линии лично заступился за
выселенных евреев, отправив в
Петербург статистические данные о
евреях, проживающих на Кавказе,
общее число которых не превышало 10
тысяч человек.
Лишь
в 1837 году евреи вновь были
возвращены во Владикавказ и
приписаны к мещанскому сословию.
Это были выходцы из Херсонской,
Полтавской, Екатеринославской,
Могилевской, Таврической, Витебской,
Гомельской губерний, а также из
Польши и Германии.
После
принятия закона императора Николая I
от 23 августа 1827 года о призыве
евреев на воинскую службу в
качестве рекрутов (до этого служить
в армии им не разрешалось) в
крепости Владикавказ в составе
Тенгинского, Навагинского,
Виленского егерского полков
появились евреи, которые вместе с
русскими солдатами в полной мере
несли все тяготы воинской службы и
участвовали в войнах, которые вела
Россия, в том числе и в Кавказской
войне с Шамилем, проявляя при этом
мужество и героизм, за что они
нередко представлялись к наградам.
Это были отважные, физически
закаленные и сильные духом люди,
прошедшие нелегкий боевой путь и
свято выполнявшие важнейшую
заповедь, которую получили евреи от
своих мудрецов в ту пору, когда
после разрушения Храма они были
рассеяны по миру. Эта заповедь
состоит в том, чтобы с уважением
относится к законам государства,
где довелось жить, и выступать на
его защиту в случае необходимости.
В
1865 году император Александр II
издал указ, согласно которому
отставные нижние воинские чины (офицерские
звания иудеям присваивать было
запрещено), отслужившие в армии 25
лет, имели право селится вне черты
еврейской оседлости. Указ
распространялся и на членов семей
отставных нижних чинов из евреев, но
лишь в том случае, если брак был
заключен во время прохождения
воинской службы. Так к евреям-ремесленникам
добавились и отставные солдаты,
оставшиеся на жительство во
Владикавказе.
В
«Сборнике сведений о Терской
области» за 1878 год указывается, что
число жителей Владикавказа на 1
января 1877 года составляло 15868
человек, из них евреев – 742 человека:
434 мужчины и 308 женщин. На 1 января 1879
года, по данным Владикавказской
городской управы, числилось 9 семей
купцов, 19 семей мещан, 75 семей
отставных нижних чинов, 45 семей
временно проживающих и 7 семей
иностранных поданных.
Известными
во Владикавказе купцами были С.Л. и Н.А.
Рабиновичи, М.И. и И.И. Пенкновичи, М.А.
и Ш.А. Тененбаумы, И.И. Керштейн, И.Е.
Брик, Г.И. Исакович, С.В. Нитабух (арендатор
Терских войсковых нефтяных
источников), И.М. и А.М. Резаковы, Л.Л.
Аптекман, А. Гандшер, Г.Н. Гашелин, В.Н.
Лидский, Б.С. и З.Г. Сегали.
Вообще
во Владикавказе происходил как бы
естественный отбор среди
еврейского населения. Здесь
разрешалось жить только «полезным»
евреям, которые проходили отбор у
властей. Большинство из них были
настоящими мастерами своего дела,
получившими прекрасное образование,
главным образом за границей, так как
в России существовала жесткая
процентная норма (от 1% до 3%) для
поступления евреев в учебные
заведения. Неудивительно, что
богатые родители предпочитали
отправлять своих детей на учебу в
Европу, где таких ограничений не
было. В результате во Владикавказе
сложилась весьма
образованная, высококультурная
еврейская община, члены которой
внесли большой вклад в развитие
города.
Заметный
след оставили евреи в области
медицины и фармакологии. В конце
прошлого - начале нынешнего веков во
Владикавказе были широко известны
имена врачей, специалистов по
внутренним болезням: М.С. Гринфельда,
Я.А. Рискина, Л.А. Савальского, B.C.
Минца, Л.В. Бессера, Я.Л. Рабиновича, В.А.
Тарноградского, невропатолога А.Я.
Шмиргельда, акушерки Р.С. Минц,
окулиста Я.В. Бершанской; дантистов
П. Перлштейна, М. Резаковой.
Репутация высокопрофессионального
медицинского учреждения была у
лечебницы и
электросветоводолечебного
института доктора К.А. Исаковича с
отделениями: хирургический,
внутренние болезни, нервные болезни,
женские болезни, родильный приют.
Для лечения больных здесь
использовали разного рода
токи, электросветовые,
гидроэлектрические, углекислые,
паровые и суховоздушные ванны, душ
Шарко, вибрационный электрический
массаж, гипноз. Лечебница была
оборудована по последнему слову
техники того времени. Сам
Константин Акимович Исакович
практиковал как хирург, а
специалистом по детским и
внутренним болезням в лечебнице был
Яков Аронович Рискин.
В
городе были хорошо известны аптеки
Штебера, Левандовского, Шика, Мейера,
Бендета и Цырлина, а также
аптекарские магазины Маха, Зейделя,
Виллямовича.
Селились
евреи во Владикавказе в основном на
улицах Святополковской (ныне
Томаева), Московской (ныне Кирова),
Марьинской (ныне Маркуса),
Воздвиженской (ныне Августовских
событий), Базарной (ныне Джанаева),
Мещанской (ныне Революции),
Грозненской (ныне Куйбышева),
Кузнечной (ныне Рамонова), а также на
главной улице города -
Александровском проспекте (ныне
проспект Мира).
Большое
внимание в еврейской общине г.Владикавказа
уделялось образованию
подрастающего поколения. В 1879 году в
центре Терской области при синагоге
было открыто еврейское начальное
училище. Согласно архивным
документам, в 1890 году, к примеру, в
трех классах еврейского училища (оно
было трехклассным) обучалось 76
мальчиков. Преподавание велось на
русском языке. В числе предметов -
закон Божий (Тора), русский язык,
арифметика, еврейский язык (идиш),
биология. В библиотеке училища
насчитывалось 139 томов книг.
Попечителем училища был
владикавказский мещанин Герш
Сальман, учителем и законоучителем -
Цизин, окончивший курс наук в
Житомирском еврейском учительском
институте. В штате училища состояли
и помощники учителя: Моисеи
Лановицкии, Илья Аврушкин, Мордехай
Колбаковский.
Первый
во Владикавказе иудейский
молитвенный дом был построен еще в
1865 году силами еврейской общины на
улице Садовой (ныне Серобабова).
Разрешение на строительство было
дано начальником Терской области и
наказным атаманом Терского
казачьего войска М.Т. Лорис-Меликовым.
Это был деревянный под железною
крышею дом. В том же году он был
освящен и в него были внесены 10
заповедей Моисея (свиток Торы) и
другие освященные книги.
В
1880 году еврейская община выкупила
участок земли и обустроила там
еврейское кладбище с синагогой-часовней
при нем. Деньги на строительство
синагоги пожертвовал местный еврей
И. М. Ладыженский в память о своей
умершей дочери. До наших дней
сохранился красивый памятник,
установленный на могилах жены и
дочери Ладыженского. А синагога, увы,
была разрушена, от нее осталась
только часть стены да плита с
выбитым на ней текстом-посвящением.
В
1885 году по предложению Терского
областного правления была
учреждена должность
Владикавказского раввина, который и
стал во главе Владикавказского
еврейского духовного правления.
Владикавказский раввин избирался
сроком на 3 года всеми евреями г.
Владикавказа. К тому времени здесь
проживало 167 еврейских семей. Выбор
пал на окончившего курс наук в
Житомирском раввинском училище
Моисея Абрамовича Визина, который 25
июля 1885 года был утвержден в
должности Владикавказского раввина
и приведен к присяге.
В
городе Владикавказе проживает
единственная на Кавказе община
европейских евреев, в отличие от
горских (таты) и грузинских евреев,
которые являются их соседями и
проживают на Кавказе сотни лет. А
еврейская община Владикавказа в
начале XXI века отметила свое
двухсотлетие.
В
начале тридцатых годов были закрыты
еврейская школа, все культурные
учреждения, синагога и отобрано у
общины еврейское кладбище. И только
в марте 1989 года на волне перестройки
вновь была возвращена еврейская
община города. В 1990 году ей было
вновь возвращено еврейское
кладбище, а в 1999 году и часть здания
бывшей еврейской синагоги, где
после ремонта и реставрации в
сентябре 2000 года торжественно в
присутствии членов правительства
Северной Осетии и мэра города,
многочисленных гостей был открыт
еврейский общинный дом, который
никогда не пустует и где
сосредоточена вся еврейская жизнь
нашего города.
|