председатель: Петрушанский Марк Борисович 

составитель: Пляскин Давид Игоревич

Новости из общины

О председателе

Евреи во Владикавказе

Наша библиотека

Наши проекты

Танцевальный клуб

Клуб холостяков

Воскресная школа

Клуб ветеранов Великой Отечественной войны

 

 

Уважаемые посетители, Вы находитесь на сайте еврейской общины города Владикавказа.

 

Адрес еврейской общины г.Владикавказа:  362040, РСО-А, г.Владикавказ, ул. Томаева, 8\а тел: 53-0814 /Петрушанский Марк Борисович/

|главная страница|

Евреи во Владикавказе

Некоторые краткие сведения о Северной Осетии, городе Владикавказе и о её жителях.

Владикавказ как крепость был основан в 1784 году у самого подножия Главного Кавказского хребта на берегах бурного Терека, на пересечении дорог, уходящих в поднебесье, соединив, таким образом, Кавказскую линию с Дарьялом и Картолинией.

С самого начала крепость (а позже город) привлекала внимание путешественников и поэтов, чиновников и офицеров. В «доме для проезжающих чиновников», который зафиксирован в плане Владикавказской крепости 1836 года, на северной стороне улицы Церетели, ранее называвшейся Крепостной, на пересечении улиц Церетели и Ленина, бывшей Лорис-Меликовской, останавливались А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов и Александр Дюма; здесь произошла встреча Максима Максимыча с Печориным в известном романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»… А саму крепость поэт описал так: «Я смотрю в окно. Множество низеньких домиков, разбросанных на берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за деревьев, а дальше синелись зубчатою стеною горы, и из-за них выглядывал  Казбек в своей белой кардинальской шапке». И хотя давно исчезли и домики первых поселенцев, и крепостная стена, город до сих пор живо хранит память о том, что именно сюда, в Кавказский корпус, из Петербурга во Владикавказ, через всю Россию держали свой скорбный путь декабристы А.А. Бестужев-Марлинский, А.П. Катенин, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, А.Е. Розен, П.П. Коновницын, Е.Е. Лачинов, М.И. Пущин, Г.Н. Дорохов и другие разжалованные офицеры и три тысячи опальных солдат.

Выгодное положение Владикавказа, прекрасная природа края привлекали сюда путешественников, исследователей, писателей. Между тем крепость росла и строилась. 31 марта 1860 года правительствующий Сенат издал указ о преобразовании крепости Владикавказ в город, а тремя годами позже он становится центром обширной Терской области, в состав которой входили территории современных Осетии, Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии и Кавказских Минеральных Вод. Во Владикавказе находились Терское областное правление, канцелярия начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска, дирекция народных училищ Терской области, Владикавказская духовная консистория и много других учреждений.

Коренными жителями Северной Осетии являются осетины. Их предками были аланы, известные под этим именем с I века и прославившиеся как искусные войны. Древние авторы пишут, что опасности и войны доставляли им удовольствие, а счастливым считался тот, кто погибал в сражении. Придя на Кавказ кочевниками, предки алан перешли потом к оседлой жизни. Постепенно выросли аланские города и села. Расцвет Алании относится к X и XI векам, когда она превратилась в сильное государство.

Осетины сегодня – талантливый, трудолюбивый, мужественный, образованный народ, давший миру поэта и художника Коста Хетагурова, писателя Гайто Газданова, дирижеров Веронику Дударову и Валерия Гергиева, двукратного олимпийского чемпиона Сослана Андиева, полководца Иссу Плиева и многих других. Осетины в большинстве своем исповедуют православное христианство, отличаются веротерпимостью, добрососедством, отзывчивостью, поэтому неудивительно, что в Северной Осетии мирно уживаются представители более 100 наций и народностей…

В городе было более 20 только православных храмов, две мечети, римско-католический костел, немецкая кирха, армянская церковь, 4 синагоги. Представители разных конфессий и разных национальностей мирно уживались и уживаются здесь. Владикавказ воистину стал живым олицетворением дружбы и братства народов, населяющих край.

Владикавказ сегодня – столица Республики Северная Осетия- Алания, крупный промышленный, культурный и научный центр Северного Кавказа, где по-прежнему на принципах добрососедства, дружбы и взаимопомощи живут представители более ста национальностей. В этой дружной семье народов занимают свою нишу и евреи, живущие здесь уже около двух столетий и внесшие свой вклад в развитие науки, культуры, промышленности края. Истории и сегодняшнему дню еврейской общины города Владикавказа и посвящается этот сайт.

Первые евреи, поселившиеся в начале прошлого столетия во Владикавказе, были настоящими мастерами своего дела. Эполетчики, чемоданщики, портные, ювелиры, сапожники, часовых дел мастера, шапочники – все они весьма успешно обслуживали гарнизон крепости, так как среди местного населения недостаток в ремесленниках ощущался остро, а в черте оседлости, напротив, таких мастеров было в избытке. И хотя Северный Кавказ не входил в черту еврейской оседлости, охватывающей ряд территорий Украины, Белоруссии, России и Польши, но, согласно указу Александра I 1804 года, европейским евреям разрешалось водворяться в Кавказской губернии, как разрешалось после третьего раздела Польши в 1795 году, согласно указу Екатерины II, расселяться пленным евреям-солдатам на юге России, на вновь приобретенных землях.

Число евреев-ремесленников, хорошо знавших свое дело и потому весьма желанных во Владикавказе, быстро росло, что привело, однако, к тому, что в 1825 году министр финансов России Канкрин настоял на запрещении евреям проживать здесь, и в 1827 году, по предписанию из Петербурга, евреи были выселены из Владикавказа. Это повлекло за собой резкое подорожание предметов ремесленного производства и вызвало ответное недовольство местного населения, поэтому, когда в 1831 году евреи вновь появились во Владикавказе, здешние власти оказали им покровительство. В 1835 году вновь было издано положение, согласно которому евреям запрещалось жить на Кавказе. Их выселили из Терской области, в том числе и из Владикавказа, исключение составили лишь евреи-ремесленники.

Между тем главнокомандующий Кавказской линии лично заступился за выселенных евреев, отправив в Петербург статистические данные о евреях, проживающих на Кавказе, общее число которых не превышало 10 тысяч человек.

Лишь в 1837 году евреи вновь были возвращены во Владикавказ и приписаны к мещанскому сословию. Это были выходцы из Херсонской, Полтавской, Екатеринославской, Могилевской, Таврической, Витебской, Гомельской губерний, а также из Польши и Германии.

После принятия закона императора Николая I от 23 августа 1827 года о призыве евреев на воинскую службу в качестве рекрутов (до этого служить в армии им не разрешалось) в крепости Владикавказ в составе Тенгинского, Навагинского, Виленского егерского полков появились евреи, которые вместе с русскими солдатами в полной мере несли все тяготы воинской службы и участвовали в войнах, которые вела Россия, в том числе и в Кавказской войне с Шамилем, проявляя при этом мужество и героизм, за что они нередко представлялись к наградам. Это были отважные, физически закаленные и сильные духом люди, прошедшие нелегкий боевой путь и свято выполнявшие важнейшую заповедь, которую получили евреи от своих мудрецов в ту пору, когда после разрушения Храма они были рассеяны по миру. Эта заповедь состоит в том, чтобы с уважением относится к законам государства, где довелось жить, и выступать на его защиту в случае необходимости.

В 1865 году император Александр II издал указ, согласно которому отставные нижние воинские чины (офицерские звания иудеям присваивать было запрещено), отслужившие в армии 25 лет, имели право селится вне черты еврейской оседлости. Указ распространялся и на членов семей отставных нижних чинов из евреев, но лишь в том случае, если брак был заключен во время прохождения воинской службы. Так к евреям-ремесленникам добавились и отставные солдаты, оставшиеся на жительство во Владикавказе.

В «Сборнике сведений о Терской области» за 1878 год указывается, что число жителей Владикавказа на 1 января 1877 года составляло 15868 человек, из них евреев – 742 человека: 434 мужчины и 308 женщин. На 1 января 1879 года, по данным Владикавказской городской управы, числилось 9 семей купцов, 19 семей мещан, 75 семей отставных нижних чинов, 45 семей временно проживающих и 7 семей иностранных поданных.

Известными во Владикавказе купцами были С.Л. и Н.А. Рабиновичи, М.И. и И.И. Пенкновичи, М.А. и Ш.А. Тененбаумы, И.И. Керштейн, И.Е. Брик, Г.И. Исакович, С.В. Нитабух (арендатор Терских войсковых нефтяных источников), И.М. и А.М. Резаковы, Л.Л. Аптекман, А. Гандшер, Г.Н. Гашелин, В.Н. Лидский, Б.С. и З.Г. Сегали.

Вообще во Владикавказе происходил как бы естественный отбор среди еврейского населения. Здесь разрешалось жить только «полезным» евреям, которые проходили отбор у властей. Большинство из них были настоящими мастерами своего дела, получившими прекрасное образование, главным образом за границей, так как в России существовала жесткая процентная норма (от 1% до 3%) для поступления евреев в учебные заведения. Неудивительно, что богатые родители предпочитали отправлять своих детей на учебу в Европу, где таких ограничений не было. В результате во Владикавказе сложилась весьма образованная, высококультурная еврейская община, члены которой внесли большой вклад в развитие города.

Заметный след оставили евреи в области медицины и фармакологии. В конце прошлого - начале нынешнего веков во Владикавказе были широко известны имена врачей, специалистов по внутренним болезням: М.С. Гринфельда, Я.А. Рискина, Л.А. Савальского, B.C. Минца, Л.В. Бессера, Я.Л. Рабиновича, В.А. Тарноградского, невропатолога А.Я. Шмиргельда, акушерки Р.С. Минц, окулиста Я.В. Бершанской; дантистов П. Перлштейна, М. Резаковой. Репутация высокопрофессионального медицинского учреждения была у лечебницы и электросветоводолечебного института доктора К.А. Исаковича с отделениями: хирургический, внутренние болезни, нервные болезни, женские болезни, родильный приют. Для лечения больных здесь использовали разного рода токи, электросветовые, гидроэлектрические, углекислые, паровые и суховоздушные ванны, душ Шарко, вибрационный электрический массаж, гипноз. Лечебница была оборудована по последнему слову техники того времени. Сам Константин Акимович Исакович практиковал как хирург, а специалистом по детским и внутренним болезням в лечебнице был Яков Аронович Рискин.

В городе были хорошо известны аптеки Штебера, Левандовского, Шика, Мейера, Бендета и Цырлина, а также аптекарские магазины Маха, Зейделя, Виллямовича.

Селились евреи во Владикавказе в основном на улицах Святополковской (ныне Томаева), Московской (ныне Кирова), Марьинской (ныне Маркуса), Воздвиженской (ныне Августовских событий), Базарной (ныне Джанаева), Мещанской (ныне Революции), Грозненской (ныне Куйбышева), Кузнечной (ныне Рамонова), а также на главной улице города - Александровском проспекте (ныне проспект Мира).

Большое внимание в еврейской общине г.Владикавказа уделялось образованию подрастающего поколения. В 1879 году в центре Терской области при синагоге было открыто еврейское начальное училище. Согласно архивным документам, в 1890 году, к примеру, в трех классах еврейского училища (оно было трехклассным) обучалось 76 мальчиков. Преподавание велось на русском языке. В числе предметов - закон Божий (Тора), русский язык, арифметика, еврейский язык (идиш), биология. В библиотеке училища насчитывалось 139 томов книг. Попечителем училища был владикавказский мещанин Герш Сальман, учителем и законоучителем - Цизин, окончивший курс наук в Житомирском еврейском учительском институте. В штате училища состояли и помощники учителя: Моисеи Лановицкии, Илья Аврушкин, Мордехай Колбаковский.

Первый во Владикавказе иудейский молитвенный дом был построен еще в 1865 году силами еврейской общины на улице Садовой (ныне Серобабова). Разрешение на строительство было дано начальником Терской области и наказным атаманом Терского казачьего войска М.Т. Лорис-Меликовым. Это был деревянный под железною крышею дом. В том же году он был освящен и в него были внесены 10 заповедей Моисея (свиток Торы) и другие освященные книги.

В 1880 году еврейская община выкупила участок земли и обустроила там еврейское кладбище с синагогой-часовней при нем. Деньги на строительство синагоги пожертвовал местный еврей И. М. Ладыженский в память о своей умершей дочери. До наших дней сохранился красивый памятник, установленный на могилах жены и дочери Ладыженского. А синагога, увы, была разрушена, от нее осталась только часть стены да плита с выбитым на ней текстом-посвящением.

В 1885 году по предложению Терского областного правления была учреждена должность Владикавказского раввина, который и стал во главе Владикавказского еврейского духовного правления. Владикавказский раввин избирался сроком на 3 года всеми евреями г. Владикавказа. К тому времени здесь проживало 167 еврейских семей. Выбор пал на окончившего курс наук в Житомирском раввинском училище Моисея Абрамовича Визина, который 25 июля 1885 года был утвержден в должности Владикавказского раввина и приведен к присяге.

В городе Владикавказе проживает единственная на Кавказе община европейских евреев, в отличие от горских (таты) и грузинских евреев, которые являются их соседями и проживают на Кавказе сотни лет. А еврейская община Владикавказа в начале XXI века отметила свое двухсотлетие.

В начале тридцатых годов были закрыты еврейская школа, все культурные учреждения, синагога и отобрано у общины еврейское кладбище. И только в марте 1989 года на волне перестройки вновь была возвращена еврейская община города. В 1990 году ей  было вновь возвращено еврейское кладбище, а в 1999 году и часть здания бывшей еврейской синагоги, где после ремонта и реставрации в сентябре 2000 года торжественно в присутствии членов правительства Северной Осетии и мэра города, многочисленных гостей был открыт еврейский общинный дом, который никогда не пустует и где сосредоточена вся еврейская жизнь нашего города.

|в начало|

© Еврейский общинный дом города Владикавказа, 2004

Hosted by uCoz